17

http://www.russportal.ru/index.php?id=church_writing.andreev_im1952_00_017

ЧАСТЬ II. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАРУБЕЖОМЪ.
Закрытіе В.Ц.У. и образованіе Священнаго Архіерейскаго Сѵнода.

Какъ и слѣдовало ожидать, этотъ Заграничный Церковный Соборъ, получившій широкую міровую извѣстность подъ названіемъ «Карловацкаго», — вызвалъ въ Совѣтской Россіи бѣшенную злобу среди коммунистовъ (за «обращеніе» къ міровой конференціи). Отъ Патріарха Тихона Сов. власть стала требовать репрессій противъ заграничной Русской Православной Церкви. Въ тяжелыхъ компромиссахъ съ Сов. властью, надѣясь достигнуть какого либо облегченія въ гоненіяхъ, св. Патріархъ Тихонъ издалъ 22-го апрѣля (5 мая) 1922 г. указъ о закрытіи Заграничнаго Высшаго Церковнаго Управленія.
Въ отвѣтъ на него, 31 августа (13 сент.) 1922 г. Архіерейскій Заграничный Соборъ постановилъ: «Во исполненіе Указа Патріар/с. 100/ха и его Сѵнода и Совѣта — Высшее Церковное Управленіе упразднить. На основаніи же постановленія Патріарха и тѣхъ же органовъ управленія при немъ отъ 7 (20) ноября 1920 г. за № 362 — образовать Временный Священный Архіерейскій Сѵнодъ Русской Православной Церкви Заграницей».
Такимъ образомъ, высшій каноническій органъ церковной власти заграницей — Архіерейскій Соборъ, никакимъ приказомъ не закрытый и не распущенный, остался въ силѣ, чтобы Высшее Церковное Управленіе, какъ свой исполнительный органъ, замѣнить другимъ — Архіерейскимъ Сѵнодомъ.
Что Архіерейскій Соборъ рѣшилъ правильно, перейдя на новое основаніе для продолженія существованія своего управленія, свидѣтельствуютъ дѣйствія церковной власти въ этотъ моментъ въ Сов. Россіи.
Указомъ 5 мая н. ст. Патріархъ Тихонъ закрылъ Заграничное Церковное Управленіе, а черезъ нѣсколько дней, 16 мая, ввиду своего ареста, передалъ «всю полноту власти» — Митрополиту Агаѳангелу, на основаніи именно постановленія 1920 г.; и митрополитъ Агаѳангелъ, Посланіемъ отъ 18 іюня проситъ епархіальныхъ архіереевъ «управлять теперь своими епархіями самостоятельно», въ соотвѣтствіи съ тѣмъ же Постановленіемъ.
Постановленіе 1920 г. было дано главнымъ образомъ для того времени, когда наступитъ указанный въ немъ моментъ, т. е. когда дѣятельность Патріарха и другихъ высшихъ церковныхъ органовъ прекратится. Это и случилось въ моментъ полученія заграницей Указа о закрытіи Церковнаго Управленія.
Такимъ образомъ, законъ о децентрализаціи, объ управленіи на мѣстахъ, въ связи съ гоненіями на Церковь въ Сов. Россіи и разообщенія частей Церкви съ ея центромъ, легъ въ каноническое основаніе и утвержденіе церковной власти Архіерейскаго Сѵнода заграницей. Дѣятельность Архіерейскаго Собора заграницей продолжалась и никакихъ новыхъ прещеній по его адресу не послѣдовало. Каноничность единаго заграничнаго церковнаго управленія, съ момента его появленія, въ самой Сов. Россіи не подвергалась никакимъ сомнѣніямъ, и это управленіе, когда оно было именно Архіерейскимъ Сѵнодомъ, Россійскій епископатъ защищалъ тамъ отъ посягательствъ Сов. власти до 1927 г.
Образованный въ 1922 г. Архіерейскій Сѵнодъ проводилъ большую работу по объединенію отдѣльныхъ русскихъ церквей въ разныхъ частяхъ свѣта. Особенно важнымъ явилось вхожденіе въ Зарубежную Церковь православныхъ людей на Дальнемъ Востокѣ. Тамошняя іерархія не признававшая Совѣтской власти, и отрѣзанная отъ Патріарха, дѣйствовала на основаніи указа 1920 г. и, согласно его же, слилась съ Архіерейскимъ Соборомъ и /с. 101/ Сѵнодомъ. Главными средоточіями были Пекинъ, гдѣ во главѣ Русской Духовной Миссіи стоялъ архіепископъ, потомъ митрополитъ, Иннокентій, и Харбинъ, гдѣ многочисленные русскіе приходы возглавлялъ архіепископъ, потомъ митрополитъ Меѳодій. Ихъ замѣстителями позднѣе явились архіепископъ Симонъ, ранѣе викарій шанхайскій, и митрополитъ Мелетій. Въ Пекинѣ издавался «Китайскій Благовѣстникъ», въ Харбинѣ «Хлѣбъ Небесный». Въ Харбинѣ же создался «Институтъ св. Владиміра», богословскій факультетъ котораго имѣлъ потомъ большое значеніе. Все духовенство и паства на Дальнемъ Востокѣ проявили особую стойкость въ вѣрности Архіерейскому Сѵноду.
Послѣднему подчинились и русскіе приходы въ Южной Америкѣ, изъ которыхъ самымъ замѣчательнымъ былъ въ Буэносѣ-Айресѣ. Развивала свою дѣятельность Православная Миссія въ Палестинѣ, во главѣ которой долгое время былъ архіеп. Анастасій. 

No comments:

Post a Comment