24

http://www.russportal.ru/index.php?id=church_writing.andreev_im1952_00_024

ЧАСТЬ II. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАРУБЕЖОМЪ.
Смута и расколъ въ Зарубежной Церкви.

Указъ св. Патріарха Тихона отъ 7/20 ноября 1920 г., за № 362является строго каноническимъ основаніемъ существованія Соборной Церкви съ ея Архіерейскими Соборами и Сѵнодомъ.
Эта Церковь является первоначальной и основоположной Русской заграничной Церковью. Будучи въ полномъ духовномъ и административномъ подчиненіи канонически правильной Высшей Церковной Власти въ Россіи во время св. Патріарха Тихона и отъ него же получившая временную автономію впредь до нормального положенія Россійской Автокефальной Церкви, — Соборная Зарубежная Церковь прекратила всякое общеніе съ Высшей Церковной іерархіей Совѣтской Россіи съ того момента, какъ эта іерархія стала неканонической, т. е. со времени «Деклараціи» митр. Сергія въ 1927 г. когда онъ предалъ Православную Русскую Церковь въ руки враговъ, войдя въ противоестественный союзъ съ безбожной властью.
Сохраняя неизмѣнную вѣрность своей Матери Церкви, ея Духовному Собору, осудившему дѣянія митр. Сергія, — Соборная Зарубежная Церковь получила отъ Бога высокую миссію: хранить /с. 138/ основы Русскаго Православія и говорить свободнымъ голосомъ заграницей отъ имени порабощенной Матери Церкви на Родинѣ.
Образованіе другихъ теченій и юрисдикцій Русской Православной Церкви Заграницей — могло произойти только путемъ раскола, путемъ отдѣленія отъ Соборной Церкви, путемъ измѣны святымъ канонамъ и самому духу Православія. Соборную же Зарубежную Русскую Церковь невозможно обвинить въ расколѣ, ибо ей не было отъ кого откалываться. Соборная Церковь, съ самаго начала своего существованія шла по одному первоначально намѣченному пути, не измѣняя себѣ, а потому и не могла быть и причиной раскола.
Если вѣрность Помѣстной Русской Церкви для заграничной ея части заключалась въ томъ, чтобы оставаться въ лонѣ Матери Церкви, но воздерживаться отъ подчиненія неканонической Совѣтской Патріархіи впредь до того времени, когда Русская Церковь получитъ свободу и нормальную жизнь, — то невѣрность ей, какъ это совершенно ясно логически, могла выразиться въ трехъ направленіяхъ: 1) уйти въ юрисдикцію другой Помѣстной Церкви, 2) Отдѣлиться отъ Русской Церкви самочинной автокефаліей или автономіей и 3) Подчиниться Совѣтской Московской Патріархіи.
Всѣ эти три направленія, внеся большую смуту и расколы въ церковную жизнь, и осуществились зарубежомъ.
Бывшая Западно-Европейская епархія юрисдикціи Русскаго Заграничнаго Архіерейскаго Собора и Сѵнода, возглавляемая сначала митрополитомъ Евлогіемъ, а послѣ его смерти митр. Владиміромъ, — прошла весьма извилистый путь въ процессѣ признанія Высшей Церковной власти, нѣсколько разъ мѣняя юрисдикціи.
Такъ, съ октября 1920 г. по іюнь 1926 г. втеченіе шести лѣтъ, эта епархія находилась въ юрисдикціи Соборной Зарубежной Церкви, подчиняясь Архіерейскому Собору и Сѵноду. Затѣмъ, съ августа 1927 г. по октябрь 1930 г. втеченіе трехъ лѣтъ, она подчинялась Совѣтской Московской Патріархіи. Съ февраля 1931 г. по сентябрь 1945 г. (14 лѣтъ) — подчинялась Константинопольскому Патріарху (какъ экзархатъ). Съ сентября 1945 г. — снова подчинялась Совѣтской Московской Патріархіи. Наконецъ, съ марта 1947 г., занявъ по счету пятую позицію, она снова подчинилась Константинопольскому Патріарху, опять на правахъ экзархата.

No comments:

Post a Comment