12

http://www.russportal.ru/index.php?id=church_writing.andreev_im1952_00_012

Часть I. Церковь въ Россіи.
Образованіе тайной (катакомбной) Церкви въ Совѣтской Россіи.
По свидѣтельству близкаго друга св. патріарха Тихона профессора, доктора медицины М. А. Жижиленко (бывшаго главнаго врача Таганцевской тюрьмы въ Москвѣ, а затѣмъ перваго тайнаго /с. 71/ катакомбнаго епископа Серпуховскаго съ именемъ Максима) — Патріархъ, незадолго до своей кончины, съ ужасомъ убѣждаясь, что предѣлъ «политическимъ» требованіямъ Совѣтской власти лежитъ за предѣлами вѣрности Церкви и Христу, — высказалъ мысль о томъ, что, повидимому, единственнымъ выходомъ для Православной Русской Церкви сохранить вѣрность Христу — будетъ въ ближайшемъ будущемъ уходъ въ катакомбы. Поэтому, св. патр. Тихонъ благословилъ проф. М. А. Жижиленко принять тайное монашество, а затѣмъ, въ ближайшемъ будущемъ, въ случаѣ, если высшая іерархія Церкви измѣнитъ Христу и уступитъ сов. власти духовную свободу Церкви, — стать тайнымъ епископомъ.
Въ 1927 г., когда митроп. Сергій издалъ свою Декларацію, послѣ которой произошелъ церковный расколъ, проф. Жижиленко выполнилъ волю св. патр. Тихона и сталъ первымъ тайнымъ епископомъ Максимомъ Серпуховскимъ.
Послѣ раскола 1927 г. послѣдователи митроп. Сергія, принявшіе его Декларацію, стали называться «сергіанами». Оставшіеся же вѣрными Правосл. Церкви, не принявшіе деклараціи и отошедшіе отъ митроп. Сергія, стали называться «іосифлянами» (отъ имени Петроградскаго митрополита Іосифа). Это наименованіе, данное «сергіанами» — не опредѣляло позиціи протестовавшихъ ни по существу ни по формѣ. Кромѣ митроп. Іосифа, отошли отъ общенія съ митроп. Сергіемъ и другіе, самые выдающіеся іерархи съ ихъ паствами. Религіозно-нравственный авторитетъ протестовавшихъ и отошедшихъ былъ настолько высокъ, качественное превосходство было настолько ясно, что для будущаго историка Церкви не можетъ быть никакого сомнѣнія въ правотѣ противниковъ митроп. Сергія. Этихъ послѣднихъ правильнѣе было бы назвать вѣрными тихоновцами. Дѣянія же м. Сергія и иже съ нимъ — слѣдуетъ квалифицировать, какъ ново-обновленческій расколъ.
Всѣхъ протестовавшихъ противъ Деклараціи митр. Сергія Сов. власть арестовывала какъ «контръ-революціонеровъ», разстрѣливала и ссылала къ концентраціонные лагеря и ссылки. На допросахъ ликующіе чекисты-слѣдователи со злорадствомъ и сарказмомъ доказывали «строгую каноничность» митроп. Сергія и его Деклараціи, которая «не измѣнила ни канонамъ ни догматамъ». Массовые разстрѣлы, гоненія и пытки, обрушившіеся на вѣрныхъ Христовой Церкви — не поддаются описанію.
По офиціальнымъ даннымъ Научно-Изслѣдовательскаго Криминологическаго Кабинета въ Соловецкомъ концлагерѣ, въ 1928 г. количество осужденныхъ по церковнымъ дѣламъ достигло 20% всѣхъ заключенныхъ концлагеря.
Истинной Правосл. Церкви не оставалось другого выхода, какъ уйти въ катакомбы.
Духовнымъ Отцомъ, породившимъ самую идею Катакомбной Церкви, былъ св. патр. Тихонъ. Не имѣющая въ первые годы своего существованія ни организаціи, ни администраціи, разроз/с. 72/ненная физически и географически, катакомбная церковь объединялась только именемъ митрополита Петра. Первый катакомбный епископъ Максимъ, въ 1928 г. былъ арестованъ и сосланъ въ Соловецкій Концлагерь. Въ 1930 г. онъ былъ изъ концлагеря увезенъ въ Москву и разстрѣлянъ.
Съ 1928 г. въ Соловецкомъ и Свирскомъ концлагеряхъ, въ лагерѣ «БЕЛБАЛТЛАГЪ» и во многихъ лагеряхъ Сибири — стало совершаться много тайныхъ хиротоній. (Въ Соловецкомъ лагерѣ ихъ совершали епископы: Максимъ, Викторъ, Иларіонъ и Нектарій).
Послѣ смерти митрополита Петра и митрополита Кирилла (оба умерли въ ссылкахъ въ 1936 году), духовнымъ и административнымъ главой Катакомбной Церкви, уже создавшей къ этому времени подобіе нѣкоторой организованности, — становится митрополитъ Іосифъ (хотя и находившійся въ ссылкѣ).
Въ концѣ 1938 года, именно за возглавленіе и за руководство Тайной Катакомбной Церковью, митрополитъ Іосифъ былъ разстрѣлянъ.
Послѣ его смерти, Катакомбная Церковь стала еще болѣе строго хранить свои тайны, особенно имена и мѣстопребываніе своихъ духовныхъ вождей.
«Не бо врагомъ Твоимъ тайну повѣмъ» — вотъ съ какимъ эпиграфомъ стали получаться изрѣдка краткія свѣдѣнія о жизни этой тайной Церкви.

No comments:

Post a Comment