8

http://www.russportal.ru/index.php?id=church_writing.andreev_im1952_00_008

Часть I. Церковь въ Россіи.
Положеніе Церкви послѣ смерти патріарха Тихона.
Скончавшійся 25 марта (въ день Благовѣщенія) 1925 г. патріархъ Тихонъ оставилъ завѣщаніе (отъ 25/XII-1924 г. — 7/I-1925 г. н. ст.), которымъ онъ назначилъ себѣ трехъ преемниковъ: митрополита Кирилла, митрополита Агаѳангела и митрополита Петра, въ зависимости отъ того, кто изъ нихъ окажется на свободѣ, чтобы стать мѣстоблюстителемъ патріаршаго престола.
Такъ какъ по св. канонамъ Православной Церкви (Антіохійское 23) «епископу не дозволяется вмѣсто себя поставлять другого въ преемники себѣ, хотя бы онъ былъ и при концѣ жизни», а полагается «поставлять не иначе развѣ съ соборомъ и по суду епископовъ, имѣющихъ власть призвати достойнаго», — и т. к. по Установленію Русской Помѣстной Церкви, мѣстоблюститель патріаршаго престола д. б. избранъ соединеннымъ присутствіемъ Синода и Совѣта и обязательно изъ среды членовъ Синода (Опред. /с. 48/ 28/VII — 10/VIII-1918 г.) — то завѣщаніе патріарха съ назначеніемъ себѣ преемникомъ одного изъ трехъ вышеуказанныхъ кандидатовъ — вызвало вполнѣ законное смущеніе Епископата.
Членомъ Синода былъ, по избранію Собора, только одинъ митрополитъ Кириллъ. Но онъ былъ въ ссылкѣ. Отсутствовали и оба учрежденія (Синодъ и Совѣтъ), которые могли бы избрать мѣстоблюстителя.
Ввиду отсутствія и митрополита Агаѳангела (также находившагося въ ссылкѣ) и наличія на свободѣ только одного митрополита Петра (третій кандидатъ, указанный патріархомъ) — послѣдній и сталъ мѣстоблюстителемъ патріаршаго престола. Чтобы не нарушить св. каноны, требовавшіе назначенія мѣстоблюстителя соборомъ Епископовъ, назначеніе м. Петра было утверждено особымъ актомъ (12/IV 1925 г.), подписаннымъ болѣе, чѣмъ 50-тью епископами, заявившими, что «почившій Патріархъ при данныхъ условіяхъ не имѣлъ иного пути для сохраненія въ Россійской Церкви преемственной власти».
Митрополитъ Петръ вступилъ въ Управленіе Церковью 12 апрѣля 1925 г.
Несмотря на давленіе Сов. власти, м. Петръ категорически отказался подписать какую-либо Декларацію, угодную правительству.
10 декабря того же 1925 г. м. Петръ былъ арестованъ и сосланъ въ ссылку, гдѣ и скончался чрезъ 11 лѣтъ, въ 1936 г.
Согласно завѣщанія митрополита Петра, замѣстителемъ своимъ онъ назначилъ: 1) митроп. СергіяНижегородскаго (по фамиліи Страгородскій), а если онъ не сможетъ, то митроп. Михаила (экзарха Украины) или архіепископа Ростовскаго (позднѣе митрополита Петроградскаго) Іосифа.
Митрополитъ Сергій не смогъ сразу выѣхать изъ Нижняго Новгорода въ Москву. Этимъ воспользовался архіепископъ Екатеринбургскій Григорій для захвата власти. 1-го февраля 1926 г. онъ посѣтилъ митр. Петра въ тюрьмѣ и просилъ поручить управленіе Церковью Коллегіи, подъ предсѣдательствомъ самаго архіепископа Григорія, т. к. якобы, всѣ замѣстители, назначенные митр. Петромъ, лишены возможности управлять Церковью. Обманувъ м. Петра, онъ получилъ отъ него полномочія и основалъ свой церковный совѣтъ.
Вышедшій изъ тюрьмы митр. Агаѳангелъ (назначенный патр. Тихономъ 2-мъ кандидатомъ на постъ мѣстоблюстителя) — тоже предъявилъ свои права на мѣстоблюстительство.
Митрополитъ Сергій, послѣ своего особаго обращенія къ епископату отъ 11/24 мая 1926 г., получилъ его поддержку и утвержденіе. Послѣ этого митроп. Агаѳангелъ самъ подчинился митроп. Сергію и отказался отъ своихъ правъ. Архіеп. Григорію тоже пришлось прекратить свою авантюру предъ лицомъ канонически правильно утвержденнаго замѣстителя мѣстоблюстителя патріаршаго престола.
/с. 49/ 27-го ноября 1926 г. митроп. Сергій былъ арестованъ и временнымъ замѣстителемъ мѣстоблюстителя патріаршаго престола сталъ архіепископъ Серафимъ Угличскій (Самойловичъ).
Архіепископъ Серафимъ категорически отказался написать требуемую Сов. правительствомъ Декларацію и принять условія легализаціи церковнаго управленія. Свой отказъ архіеп. Серафимъ мотивировалъ тѣмъ, что онъ «не считаетъ себя полномочнымъ рѣшать основные вопросы принципіальнаго характера безъ находящихся въ заключеніи іерарховъ».
Въ предвидѣніи тяжелаго будущаго положенія Русской православной Церкви, св. Патріархъ Тихонъ, еще 7/20 ноября 1920 г. издалъ «Постановленіе св. патріарха Тихона, священнаго Синода и Высшаго Церковнаго Совѣта Правосл. Россійской Церкви» за № 362. Въ этомъ «постановленіи» говорилось слѣдующее: «Въ случаѣ, если священный Синодъ и Высшій Церковный Совѣтъ по какимъ-либо причинамъ прекратятъ свою церковно-административную дѣятельность, епархіальный архіерей за разрѣшеніемъ дѣлъ обращается непосредственно къ святѣйшему патріарху или къ тому лицу или учрежденію, какое будетъ св. Патріархомъ указано»...
«Въ случаѣ, если епархія окажется внѣ всякаго общенія съ Высшимъ Церковнымъ Управленіемъ или само Высшее Церковное Управленіе, во главѣ со св. Патріархомъ, почему-либо прекратитъ свою дѣятельность, епархіальный архіерей немедленно входитъ въ сношеніе съ архіереями сосѣднихъ епархій на предметъ организаціи высшей инстанціи церковной власти... Въ случаѣ невозможности этого, епархіальный архіерей воспринимаетъ на себя всю полноту власти».
Гоненія на церковь заставили проводить въ жизнь это постановленіе.
Въ свое время, послѣ ареста патр. Тихона, м. Агаѳангелъ 5/18 іюня 1922 г. обратился къ епископамъ такъ: «Возлюбленные о Господѣ преосвященные архипастыри! Лишенные на время высшаго руководства, вы управляйте теперь своими епархіями самостоятельно, сообразуясь съ Писаніемъ, священными канонами,впредь до возстановленія Высшей Церковной власти, окончательно рѣшайте дѣла, по которымъ прежде испрашивали разрѣшенія священнаго синода, а въ сомнительныхъ случаяхъ обращайтесь къ нашему смиренію».
Послѣ ареста митроп. Сергія, архіеп. Серафимъ Угличскій, обратился 16/29 декабря 1926 г. къ епископату: «Умоляю собратьевъ епископовъ помочь мнѣ нести тяжкій и отвѣтственный крестъ управленія Русской Церковью; я прошу сократить переписку и сношенія со мной до минимума, предоставляя всѣ дѣла, кромѣ принципіальныхъ и обще-церковныхъ, какъ напр. избраніе и хиротонія во епископы, рѣшать окончательно на мѣстѣ».
Послѣ смерти патр. Тихона, ради облегченія страданій Церкви /с. 50/ шедшаго на рядъ уступокъ и компромиссовъ съ Сов. властью, но не уступавшаго духовную свободу Церкви, — Сов. Правительство начало еще болѣе усиленно принуждать іерарховъ, возглавлявшихъ Церковь, идти на соглашеніе съ безбожной властью и отдать ей свободу Церкви. Взамѣнъ, Сов. власть обѣщала дать легализацію Церкви, съ предоставленіемь права изданія журнала. Понимая, что для православнаго населенія авторитетомъ могутъ быть только строго-канонически правильно поставленные іерархи, Сов. власть рѣшила во чтобы то ни стало принудить кого-либо изъ высоко-авторитетныхъ іерарховъ издать желательную власти Декларацію.
Св. Патріархъ такой вполнѣ удовлетворяющей Сов. власть Деклараціи не издалъ. Митроп. Петръ также отказался отъ этого, за что и пошелъ въ ссылку, гдѣ и скончался (въ 1936 г.). Митроп. Сергій въ 1926 г. издалъ пріемлемую для правосл. населенія, но не удовлетворяющую Сов. власть Декларацію, за что и былъ арестованъ. Архіеп. Серафимъ Угличскій также отъ изданія Деклараціи отказался. Имѣются свѣдѣнія, что и митроп. Кириллъ и митроп. Іосифъ имѣли предложенія написать необходимую Сов. власти Декларацію, но также отказались.
Но вотъ, выпущенный изъ тюрьмы (17/30 III 1927 г.) митроп. Сергій 16/29 іюля 1927 г. выпустилъ Декларацію необходимую Сов. власти.
Вступительная статья въ газетѣ «Извѣстія» (офиціозъ Сов. власти), предваряющая эту Декларацію митроп. Сергія и характеризующая ее, гласитъ: «Дальновидная часть духовенства (т. е. обновленцы) еще въ 1922 г. вступили на этотъ путь».
Въ «Деклараціи» требовалось показать, что «Церковные дѣятели» — «съ нашимъ народомъ и нашимъ правительствомъ»; требовалось «не на словахъ, а на дѣлѣ показать», что «вѣрными» гражданами совѣтскаго союза» могутъ быть и «самые ревностные приверженцы православія»; требовалось «сознавать Сов. союзъ нашей гражданской родиной, радости и успѣхи которой — наши радости и успѣхи, а неудачи — наши неудачи».
Въ Деклараціи предлагалось выразить «всенародную благодарность Сов. правительству за вниманіе къ духовнымъ нуждамъ православнаго населенія».
Декларація эта вызвала глубочайшее потрясеніе всего православнаго міра.
Со всѣхъ концовъ русской земли раздались голоса протеста духовенства и мірянъ.
На имя митроп. Сергія посыпалась масса «Посланій», въ копіяхъ распространяемыхъ по всей странѣ. Авторы «Посланій» умоляли м. Сергія отказаться отъ выбраннаго имъ гибельнаго лути.
Посланія были написаны изъ разныхъ епархій: Петроградской, Московской, Кіевской, Черниговской, Ярославской, Костромской, Вятской и мн. др., изъ Сибири, изъ Соловецкаго концлагеря и т. п.
/с. 51/ По количеству и по духовному удѣльному вѣсу протестующихъ можно было судить объ объемѣ, глубинѣ и нравственной силѣ протеста.
Въ числѣ протестующихъ были самые замѣчательные церковные дѣятели Россіи: митроп. Петръ, арестованный и сосланный, но не отказавшійся отъ своихъ правъ законный первосвятитель Русской православной церкви, мѣстоблюститель патріаршаго престола; митрополитъ Агаѳангелъ, старшій іерархъ Рус. Церкви, бывшій замѣститель Патріарха; митрополитъ Кириллъ Казанскій, первый кандидатъ на мѣстоблюстительство, намѣченный св. патр. Тихономъ; митроп. Іосифъ Петроградскій, кандидатъ въ замѣстители митроп. Петра; архіепископъ Серафимъ Угличскій, бывшій замѣститель патріаршаго мѣстоблюстителя; архіеп. Иларіонъ (Троицкій) знаменитый сподвижникъ патріарха Тихона; архіеп. Пахомій Черниговскій, архіеп. Прокопій Херсонскій; еп. Викторъ Глазовскій, еп. Варлаамъ Пермскій; еп. Евгеній Ростовскій; еп. Дамаскинъ Глуховскій, еп. Василій Прилукскій; еп. Алексій Воронежскій; еп. Іероѳей Никольскій; еп. Иларіонъ викарій Смоленскій; еп. Димитрій Гдовскій; еп. Сергій Нарвскій; еп. Максимъ Серпуховской; еп. Павелъ Новомосковскій; епископы: Гавріилъ, Аверкій, Нектарій, Ѳеодоръ, Филиппъ, Стефанъ, Петръ и друг. епископы, находившіеся въ ссылкахъ и концлагеряхъ.
Среди протестующихъ были и замѣчательные представители священства, богословы-профессора и церковно-общественные дѣятели: знаменитый богословъ и философъ проф. Моск. Дух. Акад. о. Павелъ Флоренскій, проф. Моск. Дух. Акад. о. Ѳеодоръ Андреевъ, бывш. президентъ Петербург. Религіозно-Философскаго О-ва, знаменитый рус. философъ проф. С. А. Аскольдовъ, философъ А. А. Мейеръ, проф. Петербургск. Дух. Акад. А. И. Брилліантовъ, извѣстн. изд. Религіозно-Нравствен. б-ки проф. М. А. Новоселовъ; проф. Моск. Консерват. философъ А. Ф. Лосевъ; проф.-психіатръ В. Н. Финне, діаконъ-доцентъ Петерб. Университета В. В. Финне, проф. Петрогр. Универ-та Д. И. Абрамовичъ и В. Л. Комаровичъ; профессора Военно-Юридическ. Акад. С. С. Абрамовичъ-Барановскій и А. Н. Колосовъ, философъ докторъ М. Н. Маржецкій, о. Василій Верюжскій, о. Сергій Тихомировъ, о. Валентинъ Свентицкій, о. Александръ Сидоровъ, о. С. Мечовъ, о. Викторинъ Добронравовъ, о. Никифоръ Стрѣльниковъ, о. Николай Прозоровъ, о. Александръ Кремышанскій, о. Николай Пискановскій, о. Сергій Алексѣевъ, о. Анатолій Жураковскій, игум. Варсонофій (Юрченко), протоіерей Григорій Селецкій, протоіер. Антоній Котовичъ и мн. др.
Послѣ цѣлаго потока такихъ «посланій»-протестовъ, начались нескончаемыя вереницы делегацій съ мѣстъ, со всѣхъ концовъ Россіи, къ митроп. Сергію въ Москву.
Одной изъ такихъ безчисленныхъ делегацій была и историческая Делегація Петроград. епархіи, возглавляемая еп. Димитріемъ Гдовскимъ, прибывшая въ Москву 27 ноября 1927 г. Делегація привезла письма отъ епископата (подписанное 7 епископами), отъ /с. 52/ священства (подписанное лучшими представителями Петр. духовенства) и отъ мірянъ (подписанное многими научными работниками Ак. Наукъ, Университета, Военно-Медицинск. Ак. и др. научныхъ и учебныхъ заведеній).
Представители разныхъ епархій со всѣхъ сторонъ Россіи, пріѣзжая къ митроп. Сергію, часто на колѣняхъ, рыдая, умоляли его исправить роковую ошибку. Изъ тюремъ, ссылокъ и концлагерей дошелъ до митроп. Сергія протестующій голосъ исповѣдниковъ и мучениковъ.
Митроп. Сергій, нарушивъ основной православный церковный законъ, основу основъ св. православныхъ каноновъ (34-е апостольское правило, по которому первый епископъ ничего не долженъ творить безъ разсужденія всѣхъ прочихъ епископовъ), отказался, устно, письменно и печатно, внять голосу протестующихъ и обрушился на несогласное съ нимъ духовенство съ самыми страшными прещеніями, квалифицируя всѣхъ несогласныхъ съ его «новой церковной политикой» — «контръ-революціонерами»; предавая ихъ тѣмъ самымъ на растерзаніе органамъ Г. П. У.
Петроградская делегація 27/XI-1927 г. (епископъ Димитрій Гдовскій, протоіерей Викторинъ Добронравовъ, проф. И. М. А. и С. А. А) привезла изъ Москвы письменный отвѣтъ отъ митроп. Сергія, гдѣ послѣдній категорически отказывался отъ перемѣны курса «новой религіозной политики» и настаивалъ на необходимость сотрудничества Рус. Правосл. Церкви съ Сов. властью.
Послѣ этого начался расколъ церкви 1927 г. Рядъ епархій, возглавляемыхъ своими архипастырями, сталъ отходить отъ митр. Сергія и его «Синода», учинившихъ новый обновленческій расколъ созданіемъ Совѣтской Церкви, служащей интересамъ богоборческ. Сов. Государства.
Первыми отложились Петроградцы — еп. Димитрій Гдовскій и еп. Сергій Нарвскій со своими паствами, написавъ 14-16 дек. 1927 г. спеціально мотивированное посланіе митроп. Сергію.
Затѣмъ подобное же посланіе съ мотивами своего отхода написали: митроп. Агаѳангелъ, архіеп. Серафимъ Угличскій, митроп. Іосифъ Петроградскій, архіеп. Варлаамъ бывш. Пермскій, еп. Евгеній Ростовскій (6/II 1928 г.).
22/XI 1927 г. отложилась Глазовская епархія, возглавляемая еп. Викторомъ.
9/I 1928 г. отложился Управляющій Воронежской Епархіей еп. Козловскій Алексій со своей паствой.
12/I отложился Іероѳей, еп. Никольскій со своей паствой.
30/XII 1927 г. отложились Серпуховское духовенство и міряне.
Въ разное время отложились и прервали общеніе съ митроп. Сергіемъ: митроп. Кириллъ, архіеп. Пахомій; епископы: Дамаскинъ, Василій, Иларіонъ (Викарій Смоленскій), Максимъ (Серпуховской), Аверкій, Нектарій (Трезвинскій) и мног. друг., со своими паствами, написавъ митроп. Сергію мотивированныя посланія. 

No comments:

Post a Comment