27

http://www.russportal.ru/index.php?id=church_writing.andreev_im1952_00_027ЧАСТЬ II. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАРУБЕЖОМЪ.
Жизнь и дѣятельность Архіепископа Виталія.
Архіепископъ Виталій родился 8 августа 1873 г. въ семьѣ діакона о. Іоанна Максименко въ с. Липки Волынской губ. При крешеніи ему было дано имя Василія. Въ 7 лѣтнемъ возрастѣ онъ сталъ круглымъ сиротой. Мальчикъ сталъ жить у бѣдной тетки, вдовы дьячка, и отчасти у дяди священника. По окончаніи Духовной Семинаріи старшій братъ Гавріилъ получилъ приходъ въ Екатеринославской епархіи и Василій сталъ отчасти жить въ его семьѣ, но ласки въ семьѣ брата видѣлъ мало. Василій отличался скромностью и молчаливостью. На Рождественскія и Пасхальныя каникулы онъ оставался въ школѣ и лишь на лѣто братъ /с. 167/ бралъ его къ себѣ. Василій однимъ изъ первыхъ окончилъ Духовное училище и Екатеринославскую Духовную Семинарію и, какъ лучшій студентъ Семинаріи былъ принятъ на казенный счетъ въ Кіевскую Духовную Академію. Но изъ Академіи онъ вскорѣ былъ уволенъ съ такъ называемьшъ «волчьимъ билетомъ», т. е. безъ права поступленія въ высшее учебное заведеніе. Причиной увольненія было слѣдующее.
Въ числѣ другихъ студентовъ онъ подписалъ жалобу на господствовавшіе въ хозяйственной жизни Академіи непорядки и затѣмъ, когда большинство подписавшихся, подъ угрозой наказанія, сняли свои подписи, онъ отказался это сдѣлать по принципіальнымъ соображеніямъ. Начальство и рѣшило его за это примѣрно наказать. Онъ поступилъ учителемъ въ земскую народную школу, такъ какъ ему отказывали въ предоставленіи мѣста въ духовномъ вѣдомствѣ. Объ этомъ происше/с. 168/ствіи и несправедливости въ отношеніи молодого студента узналъ Ректоръ Казанской Духовной Академіи епископъ Антоній(Храповицкій) и настоялъ передъ Святѣйшимъ Сѵнодомъ, чтобы студентъ Максименко былъ принятъ въ Казанскую Духовную Академію. Къ концу академическаго ученья студентъ Максименко заболѣлъ туберкулезомъ легкихъ и по заявленію врача, дни его были сочтены. Но этому не повѣрилъ Ректоръ Академіи еп. Антоній. 24 января 1899 г. онъ постригъ больного студента въ монашество и нарекъ ему имя Виталій,что значитъ «жизненный», предсказавъ ему, что онъ будетъ долго жить. На другой день 25 января онъ былъ рукоположенъ во іеродіакона. Окончательное рѣшеніе принять монашество у молодого студента созрѣло послѣ прочтенія имъ книги епископа Ѳеофана Затворника «Путь ко спасенію». 13 авг., въ день св. Тихона Воронежскаго, Іеродіаконъ Виталій былъ рукоположенъ въ санъ іеромонаха и назначенъ преподавателемъ миссіонерской Александровской Духовной Семинаріи. Кавказскій горный воздухъ оказался чрезвычайно благодѣтельнымъ и онъ вполнѣ излѣчился отъ своего тяжкаго недуга. Въ семинаріи о. Виталій преподавалъ литургику, гомилетику, пастырское богословіе и физику. Затѣмъ онъ былъ переведенъ на службу въ Волынскую епархію (гдѣ началъ подвизаться епископъ Антоній). Въ Волынской епархіи, по иниціативѣ владыки Антонія, началась организація миссіонерскаго церковно-издательскаго дѣла. 2 дек. 1902 г. о. Виталій былъ переведенъ въ Почаевскую Лавру, оставивъ штатное мѣсто преподавателя и получивъ довольно неопредѣленное положеніе «проповѣдника Слова Божія, типографа и члена Духовнаго Собора Почаевской Лавры». Молодой архимандритъ энергично занялся организаціей миссіонерскаго и церковно-издательскаго, а впослѣдствіи и церковно-народнаго дѣла. Онъ заново организовалъ типографское братство и возстановилъ типографію преп. Іова Почаевскаго. Постепенно въ его рукахъ сосредоточилось руководство всѣми церковными и народными изданіями въ Почаевской Лаврѣ. По свидѣтельству покойнаго митрополита Антонія, о. Виталій «распялъ себя для народа и Церкви», являя собою примѣръ суровой аскетической жизни и неустаннаго труда и подвига. Типографія, принятая о. Виталіемъ въ весьма скромномъ видѣ, за 12 лѣтъ его управленія, превратилась въ одну изъ самыхъ большихъ церковныхъ типографій въ Россіи. Дѣятельность архимандрита Виталія пріобрѣла широкое значеніе и его имя стало извѣстно по всей Россіи. Дѣятельность эта носила строго церковный характеръ и являлась проповѣдью Православія, проникая въ нѣдра общественной и политической жизни народа. По глубоко вѣрному замѣчанію епископа Никона (Рклицкаго) «еслибы такихъ церковно-народныхъ самоотвержен/с. 169/ныхъ дѣятелей, какъ Почаевскій архимандритъ Виталій, нашлось бы въ Россіи хотя бы десять, то революція была бы невозможной».
Дѣятельность архимандрита Виталія сопровождалась постройкой многихъ храмовъ, учрежденіемъ новыхъ обителей и подворій, привлеченіемъ народныхъ массъ къ участію въ церковной жизни. Кромѣ оживленія Почаевской Лавры, однимъ изъ наиболѣе славныхъ дѣлъ архимандрита Виталія въ Почаевскій періодъ его жизни, было устройство такъ называемыхъ Казачьихъ Могилъ. Послѣ революціи, въ 1918 г. архимандритъ Виталій былъ арестованъ и заточенъ вмѣстѣ съ митрополитомъ Антоніемъ, архіепископомъ Евлогіемъ и другими узниками въ уніатскомъ монастырѣ въ Бучачѣ. Послѣ освобожденія изъ подъ этого ареста, въ 1919 г.,онъ былъ арестованъ поляками въ Луцкѣ и былъ приговоренъ сцеціальнымъ польскимъ судомъ къ смертной казни, которая не была допущена французскими военными властями подъ вліяніемъ луцкой общественности. Послѣ всевозможныхъ издѣвательствъ о. Виталію удалось освободиться отъ поляковъ и онъ направился на югъ Россіи, гдѣ попалъ въ руки большевиковъ, которые также приговорили его къ смерти, но здѣсь Господь защитилъ его черезъ крестьянъ. Послѣ этого о. Виталій вновь побывалъ въ Почаевской Лаврѣ и, наконецъ, добрался до Югославіи, гдѣ уже находился митрополитъ Антоній. Послѣ 1921 года архимандритъ Виталій попадаетъ въ с. Ладомірову, на Карпатахъ, въ Чехословакіи, гдѣ основываетъ Тилографское Братство преп. Іова Почаевскаго. Это братство подъ руководствомъ архимандрита Виталія обслуживаетъ своими изданіями всю Русскую Заграничную Церковь во всѣхъ странахъ міра.
Въ 1934 г. Владыка Виталій, много разъ ранѣе отказывавшійся отъ архіерейскаго сана и пробывшій архимандритомъ свыше 30 лѣтъ, по настоянію митрополита Антонія, соглашается на возведеніе въ санъ епископа, передаетъ Братство архимандриту Серафиму и принимаетъ назначеніе въ Америку. Въ Америку онъ пріѣзжаетъ съ пальмой мира, съ желаніемъ работать надъ объединеніемъ Русской Православной Церкви и въ теченіе 12 лѣтъ, съ 1935 г. по 1946 г., не покладая рукъ трудится на благо Американской митрополіи. Кливландскій Соборъ 1946 г. разбиваетъ это церковное единство, но Владыка, архіепископъ Восточно-Американскій и Джерзиситскій, вѣрный своей присягѣ и своему долгу, ставится въ необходимость, ради сохраненія Русской Православной Церкви, возсоздать Сѣверо-Американскую и Канадскую епархію и быть въ Америкѣ представителемъ Архіерейскаго Сѵнода. Въ 1948 г., Владыка Виталій, озабоченный подготовкой смѣны, открываетъ въ Св. Троицкомъ монастырѣ Духовную Семинарію и самъ беретъ на себя, будучи Ректоромъ Семинаріи, преподаваніе Свя/с. 170/щеннаго Писанія, памятуя святоотеческое наставленіе о томъ, что вся сущность нашей іерархіи состоитъ въ «божественныхъ словесахъ», которымъ онъ желаетъ научить монастырское юношество, свою молодую смѣну.
Подъ руководствомъ Владыки Виталія Братство преп. Іова Почаевскаго изъ Европы сливается со Св. Троицкимъ монастыремъ въ Америкѣ (въ Джорданвиллѣ, штатъ Нью-Іоркъ). Этотъ монастырь впервые въ исторіи Американской Руси становится обширнымъ и многолюднымъ общежительнымъ монастыремъ и здѣсь Владыка Виталій прилагаетъ труды къ трудамъ для строительства православной церковной жизни въ Америкѣ и для помощи и содѣйствія церковной жизни во всемъ разсѣяніи.
Среди многосторонней кипучей дѣятельности Владыка Виталій не забылъ и несчастныхъ русскихъ бѣженцевъ въ Европѣ, т. наз. Ди-Пи. Созданный Владыкой Виталіемъ Русско-Американскій Союзъ защиты и помощи русскимъ внѣ Россіи — оказалъ огромную духовную и матеріальную помощь многимъ тысячамъ русскихъ.
Въ 1949 г. Владыка Виталій отмѣтилъ 50-лѣтіе своего священнослуженія (1899-1949). 

No comments:

Post a Comment