16

http://www.russportal.ru/index.php?id=church_writing.andreev_im1952_00_016

ЧАСТЬ II. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАРУБЕЖОМЪ.
Первый заграничный Русскій Церковный Соборъ 1921 г.

Послѣ эвакуаціи изъ Крыма Русской Бѣлой Арміи и большого наплыва заграницу русскихъ бѣженцевъ, нуждавшихся въ пастырскомъ окормленіи, назрѣла необходимость въ созывѣ заграничнаго Русскаго Церковнаго Собора. Таковой и былъ созванъ по иниціативѣ Высшаго Русскаго Церковнаго Управленія заграницей, возглавляемаго старѣйшимъ іерархомъ Россійской Православной Церкви Высокопреосвященнѣйшимъ Антоніемъ, митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ.
Въ «Положеніи о созывѣ Заграничнаго Собранія Русскихъ Церквей», утвержденномъ 12/25 іюля 1921 г. Высш. Рус. Церковнымъ Управленіемъ, говорилось слѣдующее:
/с. 93/ «Высшее Русское Церков. Управленіе заграницей постановило въ Засѣданіи своемъ отъ 6/19 и 8/21 апрѣля 1921 г. организовать Собраніе Представителей Русской Православной Церкви заграницей для объединенія, урегулированія и оживленія церковной дѣятельности».
«Въ составъ Собранія входятъ въ качествѣ членовъ представители всѣхъ заграничныхъ автономныхъ Церквей, епархій, округовъ и миссій, пребывающихъ въ подчиненіи святѣйшему Патріарху Всероссійскому».
«Собраніе признаетъ надъ собою полную во всѣхъ отношеніяхъ архипастырскую власть Патріарха Московскаго».
«Собраніе состоитъ изъ епископовъ, клириковъ и мірянъ».
«Выборы въ Собраніе производятся по слѣд. 15 округамъ и 16 районамъ. Округи: Сѣв. Америка, Японія, Китай, Финляндія, Эстляндія, Латвія, Литва, Польша, Германія, Франція, Италія, Сербія, Болгарія, Турція, и Дальній Востокъ. Районы: Швеція, Данія, Нидерланды, Бельгія, Испанія, Англія, Швейцарія, Чехія, Венгрія, Австрія, Румынія, Палестина, (Александрія), Греція, Бизерта».
Соборъ состоялся въ Сремскихъ Карловцахъ, въ Югославіи, съ 8 по 20 ноября ст. стиля 1921 г.
На Соборъ было приглашено 155 человѣкъ членовъ, которые и прибыли за единичными исключеніями.
Почетнымъ Предсѣдателемъ Собора былъ выбранъ святѣйшій Димитрій, патріархъ Сербскій. Среди почетныхъ членовъ были выбраны — предсѣдатель Совѣта Министровъ Югославіи г. Пашичъ, Главнокомандующій Русской Арміей ген. Врангель и др.
На Соборѣ присутствовали слѣдующіе епископы: 1) Митроп. Кіевскій и Галицкій Антоній, (Предсѣдатель Русск. Церков. Управл. заграницей и Предсѣдатель Собора); 2) митрополитъ Херсонскій и Одесскій Платонъ; 3) Архіепископъ Полтавскій и Переяславскій Ѳеофанъ; 4) Епископъ Челябинскій и Троицкій Гавріилъ; 5) Епископъ Александровскій, управляющій Ставропольской Епархіей Михаилъ; 6) Епископъ Севастопольскій и всего христолюбиваго воинства, управл. военнымъ и морскимъ духовенствомъ Веніаминъ, (всѣ вышеуказанные епископы были члены Высш. Церк. Управл.).
Управляющіе Русскими Православными Общинами заграницей: 7) Архіепископъ Кишеневскій и Хотинскій Анастасій (отъ Константинопольскаго округа); 8) Епископъ Лубенскій Серафимъ (отъ Болгарскаго округа); 9) Архіепископъ Волынскій и Житомирскій Евлогій (въ Зап. Европѣ); пребывающіе заграницей русскіе епископы: 10) Ѳеофанъ, епископъ Курскій и Обоянскій; 11) Апполинарій, еп. Бѣлгородскій; 12) Сергій, еп. Сухумскій, врем. управл. Черноморской епархіей; 13) Даміанъ, еп. Царицынскій; 14) Митрофанъ, еп. Сумскій; 15) Гермогенъ, еп. Аксайскій.
Среди членовъ Собора были: кн. Васильчиковъ, Е. П. Ковалевскій, протопресвитеръ Г. И. Шавельскій, проф. прот. А. П. Рождественскій, кн. Г. Н. Трубецкой, А. В. Карташевъ, прот. Г. И. Ло/с. 94/мако, гр. П. Н. Апраксинъ, А. В. Васильевъ, прот. В. Востоковъ, гр. Олсуфьевъ, гр. М. Н. Граббе, гр. П. М. Граббе, кап. I ранга А. А. Свѣчинъ, гр. Бобринскій, проф. Погодинъ, архим. Тихонъ, ген. Юзефовичъ, кн. П. С. Путятинъ, П. В. Скаржинскій, проф. Новгородцевъ, проф. Троицкій, проф. Вернадскій, Н. Е. Марковъ, кн. А. А. Ширинскій-Шахматовъ; и многіе другіе выдающіеся церковные, военные и политическіе дѣятели.
Въ «Наказѣ» этому Собору были очень важные пункты: «Особыя обязанности и главная отвѣтственность предъ Богомъ и Церковью лежатъ на епископахъ. Имъ священными канонами присвоены и преимущественныя полномочія и особая власть, а потому епископы образуютъ Совѣщаніе Епископовъ Церковнаго Собранія» (пунктъ 44).
«Всѣ рѣшенія Общаго Церковнаго Собранія, Совѣта Собранія и Пресвитерскаго Совѣта восходятъ на утвержденіе Совѣщанія Епископовъ и имѣютъ силу лишь послѣ подписанія ими постановленій».
«Въ случаѣ необходимости Епископское Совѣщаніе имѣетъ право закрыть Церковное Собраніе».
Соборъ (или какъ его сначала называли Собраніе) открылось рѣчью митроп. Антонія, охарактеризовавшаго положеніе Рос. Прав. Церкви въ Сов. Россіи и заграницей. Затѣмъ единогласно было постановлено послать привѣтственныя телеграммы: святѣйшему патр. Тихону, свят. Сербскому Патріарху, Сербскому Королю, Государынѣ Императрицѣ Маріи Ѳеодоровнѣ, Совѣту Министровъ и Народной Скупщинѣ Сербскаго королевства и Главнокомандующему Русской Арміей ген. Врангелю съ Арміей.
Послѣ этого была заслушана масса Привѣтствій.
На Засѣданіи 12/25 ноября 1921 г. Собраніе стоя выслушало сообщеніе о томъ, что Е. И. В. Государыня Императрица Марія Ѳеодоровна милостиво изволитъ благодарить Русское Церковное Собраніе за молитвы и выраженныя имъ чувства. Сообщеніе это вызвало единодушные и громкіе крики «ура» всѣхъ присутствующихъ въ Собраніи.
На Засѣданіи 13/26 ноября 1921 г. по поводу голода въ Сов. Россіи и необходимости помощи голодающимъ, архіепископъ Анастасій произнесъ горячую рѣчь, въ которой между прочимъ сказалъ: «Теперь, позволю себѣ остановить Ваше вниманіе на вопросѣ о томъ, какъ помочь голодающему населенію, нашимъ страждущимъ братьямъ въ Россіи. Просить, убѣждать палачей оставить, прекратить мученія — это все равно, что желать чтобы тигръ выпустилъ изъ зубовъ свою жертву; обращаться съ пожеланіями къ самому страждущему населенію, конечно, безполезно; но у насъ есть одно средство — обратиться съ воззваніемъ ко всему міру; онъ не долженъ допустить вымиранія русскаго народа. Конечно, мы не можемъ сказать краснорѣчивѣе того, что сказалъ св. патр. Тихонъ въ своемъ Посланіи, но мы должны и можемъ ска/с. 95/зать сильнѣе то, чего не могъ сказать онъ въ своемъ положеніи: мы должны сказать, что бѣдствія, переживаемыя русскимъ народомъ, есть результатъ дикаго, развратнаго, кроваваго режима палачей Россіи; англичане, напр., уже узнали, что такое большевизмъ; Вашингтонская Конференція стремится къ миру, но этого мира не будетъ до тѣхъ поръ, пока не придетъ къ миру Россія. Если бы мы были въ состояніи, мы должны были бы разослать всюду миссіи, которыя, подобно Петру Амьенскому, обошли бы весь свѣтъ, открывая ему глаза на русскія дѣла... Нѣкоторые склонны идти на примиреніе съ большевиками или по мягкосердію, или изъ за карьеры, но мы должны рѣшительно сказать: нонъ поссумусъ (не можемъ). Никто изъ насъ не имѣетъ права переступить порогъ совѣтскій для союза, ибо это уже не союзъ, а вражда противъ Бога. Мы должны противодѣйствовать этому соблазну. Должны также мы установить моленія въ церквахъ за всѣхъ погибшихъ за вѣру, царя и Отечество, начиная съ Царя-мученика Николая II-го и замученныхъ святителей».
Въ засѣданіи 16/29 ноября былъ выслушанъ докладъ В. М. Скворцова о миссіонерской работѣ. Въ этомъ докладѣ было указано на большія опасности, которыя представляетъ собою баптизмъ, адвентизмъ, теософія, окультизмъ и, особенно, соціализмъ въ видѣ большевизма и коммунизма. Противохристіанскія ученія часто проводятся подъ флагомъ благотворительныхъ, явно масонскихъ учрежденій, каковы напр., христіанскій союзъ молодежи, О-во Маякъ и др. Не меньшую опасность представляетъ и пропаганда Воинствующаго католицизма, которая ведется планомѣрно и разносторонне, главн. образ. среди вліятельныхъ русскихъ круговъ и малолѣтнихъ дѣтей бѣженцевъ.
Въ засѣданіи 19 ноября / 2 дек., было доложено постановленіе Отдѣла о духовномъ возрожденіи Россіи: «Признавая, что духовное возрожденіе Россіи можетъ совершиться только подъ благодатнымъ воздѣйствіемъ Церкви, Русскій Заграничный Церковный Соборъ усматриваетъ слѣдующіе пути, ведущіе къ таковому возрожденію:
1. Въ жизни личной — въ коренномъ измѣненіи міросозерцанія каждаго, выражающемся въ рѣшительномъ отказѣ отъ ложныхъ современныхъ матеріалистическихъ ученій, въ усвоеніи и глубокомъ проникновеніи въ чистое христіанское ученіе, хранимое въ Православной Церкви и въ жизни сообразно этому ученію.
2. Въ жизни семейной — въ оздоровленіи семьи, возможномъ лишь при отказѣ отъ столь распространенныхъ легкомысленныхъ взглядовъ на бракъ и при усвоеніи возвышенно-строгаго ученія о бракѣ, какъ неразрывномъ союзѣ во образъ союза Христа съ Церковью, о семьѣ, какъ о малой Церкви, и о христіанскомъ воспитаніи дѣтей, какъ первой, главной и священной обязанности родителей.
/с. 96/
3. Въ жизни Общественной — въ проникновеніи всѣхъ сознаніемъ христіанскаго долга честно и самоотверженно служить общему благу во взаимной любви и всепрощеніи, въ замѣнѣ въ общественномъ быту и школѣ всего чуждаго православной вѣрѣ и русской народности своимъ роднымъ и православнымъ, и въ организаціи дружной соборной работы на спасеніе Родины.
4. Въ жизни государственной — въ убѣжденіи всѣхъ и каждаго, что спасеніе Россіи возможно только при полномъ и безусловномъ отреченіи отъ безсмысленнаго и безпощаднаго бунта, называемаго русской революціей, устроенія государственной жизни на началахъ справедливости христіанской и вѣрности исконнымъ завѣтамъ русской исторіи, и въ готовности жертвовать собой для блага Отечества.
5. Въ жизни церковной — въ сознаніи каждымъ себя православнымъ живымъ членомъ Церкви и вытекающей отсюда обязанности точнаго соблюденія заповѣдей Божіихъ, каноновъ и уставовъ церковныхъ, посѣщенія богослуженій, исповѣди и причащенія Св. Таинъ, и усердной работы въ приходскихъ учрежденіяхъ подъ руководствомъ пастырей Церкви».
Среди многочисленныхъ Посланій, резолюцій и докладовъ, принятыхъ Русскимъ Заграничнымъ Церковнымъ Соборомъ (см. «Дѣянія Р. З. Ц. Собора», Ср. Карловцы 1922 г.), особенное значеніе имѣли: «Посланіе Чадамъ Рус. Прав. Церкви, въ разсѣяніи и изгнаніи сущимъ», и «Посланіе къ міровой Конференціи» (Генуэзской).
Въ первомъ Посланіи говорилось:
«Возлюбленные во Христѣ Іисусѣ.
Карающая десница Господня простерта надъ нами. За тяжкіе грѣхи безмѣрно страдаетъ Русь, разсѣяны по всему свѣту рускіе люди. Нѣтъ мѣры и границъ преступленіямъ, осквернившимъ Русскую землю. Осквернены храмы, поруганы святыни, идетъ борьба противъ Бога, льется кровь. Пролита кровь даже и Помазанника Божія, мученически закончившаго свой земной путь. Оскудѣла земля, гибнутъ люди, безбожна власть, въ гоненіи Церковь. Во тьмѣ Русская земля, и человѣческій разумъ напрасно ищетъ путей спасенія. Милосердіе Божіе на грани отчаянія оставило обезумѣвшему отъ ужаса и скорби народу неугасимый свѣточъ — Церковь Православную. Въ путяхъ Промысла было возглавить Церковь Русскую Святителемъ Патріархомъ, дабы въ единствѣ церковномъ жила надежда и единства русскаго.
Въ скорби и мукахъ русскіе люди въ Россіи прибѣгали подъ кровъ церковный.
Переполнены храмы, неустанно несется вопль покаянія, мольба о милосердіи, о власти, охраняющей жизнь и трудъ, оберегающей душу христіанскую. Еще не исполнилась мѣра гнѣва Божьяго, не прекратились скорби.
/с. 97/ Нашъ долгъ на чужбинѣ, въ разсѣяніи сохранившихъ жизнь, и не знающихъ скорбей, которыя истребляютъ родную землю и ея народъ — быть едиными въ христіанскомъ духѣ, собранными подъ знаменіемъ Креста Господня, подъ сѣнью Вѣры Православной, въ уставахъ Церкви Русской.
Наша неотступная молитва къ Богу Милосердному да будетъ непрестаннымъ воздыханіемъ: да проститъ Господь и намъ, и землѣ нашей тяжкіе грѣхи и преступленія наши, да просвѣтитъ нашъ разумъ свѣтомъ Истины, сердце — пламенемъ любви, да укрѣпитъ волю на путяхъ правды.
Издревле спасалась и въ вѣкахъ строилась Русская Земля вѣрою, молитвами святителей и подвижниковъ, трудами царственными Помазанниковъ своихъ.
И нынѣ пусть неусыпно пламенѣетъ молитва наша — да укажетъ Господь пути спасенія и строительства родной земли; да дастъ защиту вѣрѣ и Церкви и всей землѣ русской, и да осѣнитъ онъ сердце народное; да вернетъ на всероссійскій престолъ Помазанника, сильнаго лобовью народа, законнаго православнаго царя изъ Дома Романовыхъ.
Молясь о прощеніи грѣховъ, прося свѣта въ путяхъ будущаго, да возьметъ на себя всякій тяготу брата своего, дабы объединенные вѣрою и любовію мы всѣ вошли въ домъ свой, когда Господь откроетъ намъ двери, какъ единое стадо Единаго Пастыря, съ жертвенною готовностью служить родной землѣ и благу народному.
Да благословитъ Богъ всякій трудъ и подвигъ на пользу Церкви Православной и освященнаго ею строительства государства Россійскаго.
Предсѣдатель Русск. Загр. Церковнаго Собора
Митрополитъ Антоній.       
«Посланіе къ Міровой Конференціи» (Генуэзской) гласило слѣдующее:
«Среди множества народовъ, которые получили право голоса на Генуэзской Конференціи, не будетъ только представительствовать двухсотмилліонный народъ русскій, потому что невозможно же назвать его представителями, и притомъ единственными, его же поработителей, какъ нельзя было въ средніе вѣка признать гунновъ представителями франкскихъ и германскихъ племенъ Европы, хотя среди гуннскихъ вождей, конечно, успѣвали втереться нѣсколько процентовъ предателей изъ народовъ европейскихъ, какъ и среди нашихъ коммунистовъ — евреевъ, латышей, китайцевъ — втерся извѣстный процентъ русскихъ, и то преимущественно не на первыхъ роляхъ. Впрочемъ, если бы вожди /с. 98/ большевиковъ и не были инородцами и иновѣрцами, то и тогда какая же логика можетъ признать право народного представительства за тѣми, кто поставилъ себѣ цѣлью совершенно уничтожить народную культуру, т. е. прежде всего то, чѣмъ народъ жилъ почти тысячу лѣтъ — его религію, чѣмъ продолжаетъ жить и теперь, перенося жестокое гоненіе на свою родную вѣру, будучи лишенъ самыхъ священныхъ для него — Московскихъ Кремлевскихъ — храмовъ и всѣхъ почти русскихъ монастырей, бывшихъ въ его глазахъ свѣточами жизни, разсѣянными по лицу всей земли русской. Завоеватели-большевики казнили сотнями тысячъ русскихъ людей, а теперь милліонами морятъ ихъ голодомъ и холодомъ. Гдѣ было слышно, чтобы интересы овечьяго стада представляли его истребители-волки? Если бы спросить еще не растерзанныхъ волками овецъ, что бы они желали для своего благополучія, то въ отвѣтъ послышался бы одинъ дружный вопль: уберите отъ насъ волковъ. Такъ было бы, если бы овцы могли говорить; такъ оно и есть съ русскимъ народомъ, который до того забитъ и терроризованъ, что не можетъ поднять голоса и лишенъ физической возможности дать себя услышать просвѣщенной Европѣ и всему міру.
Однако такого общаго голоса не лишена трехмилліонная русская эмиграція, которая тоже есть подлинный народъ русскій, выступившій въ свое время съ оружіемъ въ рукахъ на защиту своего Отечества на всѣхъ его окраинахъ въ рядахъ Добровольческихъ Армій, или присоединившійся къ ихъ работѣ въ званіи духовныхъ пастырей, учителей, докторовъ, сестеръ милосердія и т. д. и повлекшій за собой свои семьи...
Вотъ эта то эмиграція, въ которой воплотились и интеллектъ и активная воля русскаго народа, объединились заграницей изъ трехъ, и даже четырехъ, частей свѣта на Церковномъ Соборѣ въ Сербіи, въ Сремскихъ Карловцахъ, въ полномъ составѣ своихъ іерарховъ и въ лицѣ выборныхъ представителей отъ каждой значительной колоніи, въ ноябрѣ истекшаго года.
Соборъ этотъ единогласно уполномочилъ свой Президіумъ обратиться къ Міровой Конференціи съ мольбой о спасеніи того народа, который въ продолженіи почти двухъ вѣковъ съ рыцарскимъ самоотверженіемъ бросался въ середину международныхъ драмъ на защиту угнетенныхъ, на защиту права и человѣчности, не ища ничего для себя, а выполняя свое призваніе служить всему человѣчеству»...
Горячее Возваніе заканчивалось слѣдующимъ Обращеніемъ:
«Народы Европы! Народы міра! Пожалѣйте нашъ добрый, открытый, благородный по сердцу народъ русскій, попавшій въ руки міровыхъ злодѣевъ! Не поддерживайте ихъ, не укрѣпляйте /с. 99/ ихъ противъ вашихъ дѣтей и внуковъ! А лучше помогите честнымъ русскимъ гражданамъ. Дайте имъ въ руки оружіе, дайте имъ своихъ добровольцевъ и помогите изгнать большевизмъ — этотъ культъ убійства, грабежа и богохульства — изъ Россіи и всего міра. Пожалѣйте бѣдныхъ русскихъ бѣженцевъ, которые за свой патріотическій подвигъ обречены среди васъ на голодъ и холодъ, на самыя черныя работы, которые принуждены забывать все, чему учились и быть лишенными даже такихъ необходимыхъ удобствъ жизни, которыя доступны послѣднему неграмотному чернорабочему. Они въ лицѣ доброй своей половины офицеровъ, генераловъ и солдатъ готовы взяться за оружіе и идти съ походомъ въ Россію, чтобы выручить ее изъ цѣпей постыднаго рабства разбойниковъ.
Помогите имъ осуществить свой патріотическій долгъ, не дайте погибнуть вашей вѣрной союзницѣ-Россіи, которая никогда не забывала своихъ друзей и отъ души прощала тѣхъ, кто временно былъ ея врагомъ.
Если поможете возстановиться исторической Россіи, то скоро исчезнутъ тѣ, пока неразрѣшимыя политическія и экономическія затрудненія, которыя по всему міру сдѣлали жизнь столь тяжелой; тогда только возвратится на землю «желанный для всѣхъ миръ» (Ефес. 8, 13).
Предсѣдатель Высш. Русск. Церковнаго Управленія заграницей
Антоній, митрополитъ Кіевскій и Галицкій.

No comments:

Post a Comment