15

Part II. Russian Church for rubezhom.
http://www.russportal.ru/index.php?id=church_writing.andreev_im1952_00_015

ЧАСТЬ II. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАРУБЕЖОМЪ.
Путь Русской Соборной Церкви.
Православная Русская Церковь заграницей есть прежде всего часть Всероссійской Помѣстной Православной Церкви.
Политическія событія въ Россіи, послѣ соціальной Русской революціи 1917 г. приведшія къ небывалымъ въ міровой исторіи гоненіямъ на христіанство и преимущественно на Православную Церковь, — слѣдуетъ разсматривать какъ событія религіозныя, имѣющія всемірное значеніе для судьбы Вселенскаго Православія.
Пока Высшая Церковная власть Россійской Православной Церкви въ Совѣтской Россіи была внутренно свободна, — заграничная Рус. Правосл. Церковь должна была быть въ каноническомъ общеніи и подчиненіи этой власти.
Мученическій путь свят. п. Тихона ясно показывалъ, что Сов. власть рѣшила духовно поработить Русскую Прав. Церковь и съ этой цѣлью съ каждымъ годомъ усиливала гоненія. Для облегченія невыносимыхъ страданій духовенства и мірянъ, гонимыхъ безбожной властью, п. Тихонъ шелъ на цѣлый рядъ уступокъ и компромиссовъ. Но Сов. власть не удовлетворялась этими уступками и требовала полнаго духовнаго порабощенія Церкви Государству, усиливая гоненія.
Дьвольская ложь Сов. власти прежде всего заключалась въ томъ, что религіозныя гоненія именовались политической борьбой, а исповѣданіе вѣры и правды квалифицировались какъ политическое преступленіе.
Напрасно св. патр. Тихонъ всенародно объявлялъ о запрещеніи всякой политической борьбы, напрасно самъ онъ «каялся» въ своихъ «политическихъ» преступленіяхъ и заявлялъ, что онъ «не врагъ» (политическій) Сов. власти. Сов. власть всякое чисто религіозное сопротивленіе вѣрующихъ разсматривала какъ сопротивленіе политическое.
Патріархъ Тихонъ съ ужасомъ убѣждался, что предѣлъ «политическихъ требованій» Сов. власти лежитъ за предѣлами вѣрности Церкви и Христу.
При такомъ положеніи патр. Тихонъ считалъ невозможнымъ и ненужнымъ имѣть въ своемъ подчиненіи свободную часть Русской Православной Церкви; онъ прекрасно понималъ огромное значеніе существованія свободной и независимой Церкви за рубежомъ.
/с. 90/ Поэтому 7/20 ноября 1920 г. за № 362 и появилось «Постановленіе» св. патр. Тихона, Священнаго Синода и Высшаго Церков. Совѣта Правосл. Русской Церкви, въ которомъ говорилось: «Въ случаѣ, если епархія окажется внѣ всякаго общенія съ Высшимъ Церков. Управл. или само Высшее Церков. Управл. во главѣ со св.  Патріархомъ, почему либо прекратитъ свою дѣятельность, епархіальный Архіерей немедленно входитъ въ сношеніе съ архіереями сосѣднихъ епархій на предметъ организаціи высшей инстанціи церковной власти... въ случаѣ невозможности этого, епархіальный архіерей принимаетъ на себя всю полноту власти».
Это мудрѣйшее распоряженіе св. патр. Тихона не было только теоретическимъ предвидѣніемъ событій. Практика жизни въ процессѣ войны, гражданской войны и всего хода русской соціальной революціи, когда съ одной стороны цѣлыя огромныя области подолгу оставались внѣ вліянія Сов. власти, а съ другой стороны сотни тысячъ (а въ послѣдствіи и милліоны) эмигрантовъ и бѣженцевъ изъ числа православнаго русскаго населенія оказывались въ чужихъ странахъ и тѣмъ самымъ также становились внѣ вліянія сов. власти, — требовала духовнаго окормленія этихъ вѣрующихъ и церковнаго ихъ устройства.
Оторванные отъ центра фронтомъ почти трехлѣтней военной борьбы, юго-восточныя части Россіи должны были какъ-то церковно самоуправляться, и 6 мая 1919 г. въ г. Ставрополѣ Кавказскомъ состоялся Южно-Русскій Церковный Соборъ, который образовалъ временное Высшее Церковное Управленіе на Юго-Востокѣ Россіи, объединявшее нѣсколько обширныхъ епархій.
Постановленія этого Высш. Церков. Управленія получили потомъ признаніе патр. Тихона и органовъ его управленія въ самыхъ высшихъ проявленіяхъ его власти: посвященіе епископовъ (Серафима Лубенскаго, Андрея Маріупольскаго), назначеніе епископовъ на каѳедры (въ Южной Россіи, въ Екатеринославѣ и заграницей въ Европу и въ Америку), судъ надъ епископами (Сергій Лавровъ, Агапитъ Екатеринославскій), увольненіе на покой (Іоаннъ Кубанскій).
Такимъ образомъ это Соборное организованное Управленіе явилось каноническимъ учрежденіемъ, и по способу его составленія (соборомъ) и по признанію его распоряженій Центральной Всероссійской Церковной Властью.
Послѣ гражданской войны, въ концѣ 1920 г. заграницу пришло огромное количество русскихъ бѣженцевъ и эмигрантовъ (до 2-хъ милліон. челов.) со своими епископами и священниками, распредѣлившись по разнымъ странамъ свѣта и влившись частично въ нѣкоторые прежніе русскіе приходы и епархіи, а главнымъ образомъ составивъ многіе новые.
Постепенно, православная русская паства, во истинну «по всему міру въ разсѣяніи сущая» оказалась не только во всѣхъ госу/с. 91/дарствахъ Европы и Америки, но и рѣшительно во всѣхъ концахъ свѣта: въ Китаѣ, Кореѣ, Персіи, Палестинѣ, Южной Америкѣ, Австраліи.
Потребность имѣть свою собственную міровую Правосл. Рус. Церковн. организацію — была очевидна. Поэтому въ Константинополѣ, въ ноябрѣ 1920 г., русскіе православные Архіереи дѣйствовавшіе по благословенію Вселенскаго Патріарха, составили Первый Соборъ, который переименовалъ Южное Церков. Управл. Россіи въ Высшее Русское Церковное Управл. Заграницей. Въ 1921 г. Церковное Управленіе переѣхало въ Югославію. (По приглашенію сербскаго Патріарха Димитрія).
Правосл. Русскій Архіерейск. заграничный Соборъ составился, конечно, на основахъ добровольнаго вхожденія въ него всего наличнаго состава русскихъ архіереевъ заграницей причемъ многіе изъ нихъ, какъ напр., Финляндскій, Литовскій, Харбинскій, Пекинскій, — имѣли постоянныя каѳедры и автономное управленіе.
Состоявшееся единеніе Русской Правосл. епископата пріобрѣло всю полноту церковной власти надъ всѣми Русскими Церквами заграницей временно, до того момента, когда заграничная часть снова сможетъ влиться въ русло Россійской Церкви.
Такое соборное управленіе частью церкви является строго каноническимъ какъ по своей соборной конструкціи, установленной канонами вселенскаго значенія, такъ и по признанію именно подобнаго, соборнаго управленія — св. патр. Тихономъ (смотри постановленіе св. патр. Тихона отъ 7/20 ноября 1920 г. за № 362).
Высшее Русское Церковное Управленіе заграницей, а затѣмъ избранный имъ Архіерейскій Синодъ, явились исполнительными органами Архіерейскаго Собора въ междусоборное время.
Въ самый Архіерейскій соборъ входило личнымъ и письменнымъ участіемъ 34 епископа: Антоній, митрополитъ Кіевскій и Галицкій, — Предсѣдатель Архіерейскаго Собора и Высш. Церк. Управленія; Антоній, епископъ Алеутскій; Анастасій, архіепископъ Кишиневскій; Александръ, архіеп. Сѣв.-Американскій; еп. АдамъАпполинарій, еп. Бѣлгородскій, управляющій Іерусалимской Миссіей; Владиміръ, еп. Бѣлостокскій; Веніаминъ, еп. Севастопольск., Гавріилъ, еп. Челябинскій, Гермогенъ, еп. Екатеринославскій, управляющій въ Греціи, Африкѣ и о. Кипрѣ; Даміанъ, еп. Царицынскій, начальникъ пастыр. Богословскаго училища; Елевѳерій, архіеп. Литовскій; Евѳимій, архіеп. Бруклинскій; Евлогій, митроп. Зап.-Европейскій; Иннокентій, архіеп. Пекинскій, Маръ-Илья, еп. Урмійскій; Іона, еп. Тяньцзинскій; Меѳодій, архіеп. Харбинскій; Мелетій, еп. Забайкальскій; Михаилъ, еп. Александровскій; Михаилъ, еп. Владивостокскій; Несторъ, еп. Камчатскій; Пантелеимонъ, архіеп. Пинскій; Платонъ, митрополитъ Сѣв.-Американск.; Серафимъ, архіеп. Финляндскій; Серафимъ, еп. Лубенскій, управляющій въ Болгаріи; Сергій, еп. Бѣльскій; Сергій, еп. Черноморскій; Сергій, архіеп. Японскій; Стефанъ, еп. Питсбургскій; Симонъ, еп. Шанхай/с. 92/скій; Ѳеофанъ, архіеп. Полтавскій; Ѳеофанъ, еп. Курскій; (Іоаннъ, архіеп. Латвійскій, былъ лишенъ участія въ Соборѣ по мѣстнымъ политическимъ условіямъ).
Изъ состава собора выбывали одни, но прибывали другіе (напр., Соборъ 1926 г. имѣлъ 27 архіереевъ; соборъ 1946 г. — 26).

No comments:

Post a Comment