13

http://www.russportal.ru/index.php?id=church_writing.andreev_im1952_00_013

Часть I. Церковь въ Россіи.
Жизнь и дѣятельность совѣтскаго патріарха Сергія.
Совѣтскій патріархъ Сергій, въ міру Иванъ Николаевичъ Старгородскій, род. 11 января 1867 г. въ гор. Арзамасѣ, Нижегород. губ., въ семьѣ священника Алексѣевскаго монастыря. Онъ рано потерялъ мать. По окончаніи Арзамасскаго духовнаго училища и Нижегородской Духовной Семинаріи (въ 1886 г.) онъ отправился волонтеромъ въ СПБ. Духовную Академію, гдѣ слушалъ извѣстныхъ профессоровъ: М. И. Каринскаго, Ф. Г. Свѣтилина, Покровскаго, Катанскаго и др. Въ 1890 году онъ окончилъ Духовную Академію первымъ кандидатомъ магистрантомъ, но не захотѣлъ быть оставленнымъ для подготовки къ профессурѣ и отправился въ Японскую Православную Миссію, принявъ монашество съ именемъ Сергія, въ честь преп. Сергія Валаамскаго (лѣтомъ при переходѣ съ 3-го на 4-й курсъ онъ побывалъ на Валаамѣ).
Кандидатскую работу онъ писалъ у проф. Катанскаго («Православное ученіе о вѣрѣ и добрыхъ дѣлахъ»). По отзыву проф. /с. 73/ Катанскаго, молодой кандидатъ обнаружилъ «неумѣренный критицизмъ» по отношені къ прежнимъ работамъ на эту тему.
Въ 1891 году іеромонахъ Сергій — преподаватель Догматическаго Богословія Духовной Семинаріи въ Японіи, въ г. Кіото (и на японскомъ языкѣ).
Въ 1893 г. — доцентъ Петербургской Академіи по каѳедрѣ Священнаго Писанія Ветхаго Завѣта.
Въ декабрѣ 1893 г. — инспекторъ Московской Духовной Семинаріи.
Въ 1894 г. — Архимандритъ, Настоятель Посольской Церкви въ Аѳинахъ.
Въ 1895 г. онъ защищаетъ Магистерскую Диссертацію на тему: «Православное ученіе о спасеніи».
Въ 1897 г. — снова въ Японіи.
Въ 1899 г. архимандритъ Сергій — Ректоръ Петербургской Духовной Семинаріи.
Въ томъ же 1899 г. — Инспекторъ Петербургской Духовной Академіи.
Въ 1901 г. — Епископъ Ямбургскій и Ректоръ Петербургской Духовной Академіи.
Будучи Ректоромъ Академіи епископъ Сергій предупредилъ одного студента объ обыскѣ и возможномъ арестѣ. Въ Петербургской Академіи епископъ Сергій пробылъ 6 лѣтъ (1899-1905), преподавая Исторію Западныхъ Вѣроисповѣданій, участвуя въ субботнихъ собраніяхъ Академіи, гдѣ читались доклады на религіозныя, философскія и литературныя темы. Въ это время еписк. Сергій принималъ активное участіе и въ Петербургскомъ Религіозно-Философскомъ Обществѣ, гдѣ высказывался за желательность отдѣленія Церкви отъ Государства и призывалъ къ «обновленію жизни». За свою дѣятельность епископъ Сергій получилъ благодарность отъ Религіоз. Философск. О-ва.
Въ 1905 г. епископъ Сергій выступалъ иногда и съ осужденіемъ Царскаго Правительства (напр. послѣ 9 января 1905 г.).
17 февраля 1905 г., на молебнѣ въ день основанія Академіи, Ректоръ Епископъ Сергій выступилъ съ рѣчью по поводу предстоящаго объявленія Указа о вѣротерпимости. «Послѣ столѣтій мирнаго пребыванія подъ защитой закона, за крѣпкой стѣной Государственной охраны, наша Церковь выходитъ теперь беззащитная, не прикрытая ни кѣмъ, прямо на полѣ брани подъ ударъ враговъ... Христіане первыхъ вѣковъ знали, что царство зла открыто и нагло возстанетъ на Царство Божіе и будетъ воевать на Церковь Христову, что многіе не выдержатъ этого огненнаго искушенія и погибнутъ въ водоворотѣ соблазна...». (Этого «искушенія» м. Сергій впослѣдствіи и не выдержалъ).
6 октября 1905 г. епископъ Сергій былъ возведенъ въ санъ Архіепископа Финляндскаго и Выборгскаго. 15 октября онъ сдалъ свою должность Ректора Петербургской Духовной Академіи. Указомъ отъ 6 мая 1911 г. архіепископу Сергію было повелѣно быть /с. 74/ членомъ Святѣйшаго Синода съ сохраненіемъ за нимъ Финляндской каѳедры.
Въ августѣ 1911 г. архіепископъ Сергій назначается предсѣдателемъ учрежденнаго при Синодѣ Особаго Совѣщанія по вопросамъ внутренней и внѣшней Миссіи и Предсѣдателемъ Совѣщанія по исправленію церковно-богослужебныхъ книгъ.
Въ 1912 г. при Святѣйшемъ Синодѣ составлено было постоянное Предсоборное Совѣщаніе, предсѣдателемъ котораго былъ избранъ архіеп. Финляндскій Сергій.
Послѣ февральской революціи 1917 года, когда назначенный Временнымъ Правительствомъ Оберъ Прокуроръ Синода Львовъ сталъ самочинно и самоуправно распоряжаться увольненіемъ и назначеніемъ епископата, — весь составъ Синода рѣшилъ выйти въ отставку. Въ этомъ постановленіи принималъ участіе и архіепископъ Сергій. Когда же всѣ члены Синода, вмѣстѣ съ архіеп. Сергіемъ, дѣйствительно подали въ отставку, то Оберъ Прокуроръ, приступивъ къ организаціи новаго Синода, привлекъ къ этому дѣлу архіепископа Сергія, который принялъ въ новомъ Синодѣ дѣятельное участіе.
1917-18 гг. архіеп. Сергій становится членомъ Московскаго Церковнаго Собора, избирается на Владимірскую каѳедру, а затѣмъ (послѣ избранія патр. Тихона) становится митрополитомъ Нижегородскимъ и членомъ Патріаршаго Синода.
При изъятіи церковныхъ цѣнностей митроп. Сергій сталъ противникомъ мнѣнія патр. Тихона по этому вопросу.
16 іюня 1922 г. митроп. Сергій, вмѣстѣ съ архіеп. Евдокимомъ и архіеп. Серафимомъ (Мещеряковымъ), по поводу возникновенія самочиннаго обновленческаго Высшаго Церковнаго Управленія, объявилъ: «разсмотрѣвъ платформу ВЦУ и каноническую законность управленія, заявляемъ, что цѣликомъ раздѣляемъ мѣропріятія ВЦУ, считаемъ его единственной канонической законной верховной церковной властью, и всѣ распоряженія, исходящія отъ него, считаемъ вполнѣ законными и обязательными. Мы призываемъ послѣдовать нашему примѣру всѣхъ истинныхъ пастырей и вѣрующихъ сыновъ Церкви, какъ ввѣренныхъ намъ такъ и другихъ епархій». Когда же обновленческое движеніе, послѣ выхода изъ заточенія патр. Тихона, потерпѣло пораженіе, въ январѣ 1924 г., митроп. Сергій въ Москвѣ принесъ всенародное покаяніе передъ Церковью и Патріархомъ въ своемъ отступленіи въ обновленчество, и получилъ изъ рукъ Патріарха архіерейскую мантію и бѣлый клобукъ.
Разсуждая строго канонически, послѣ такого паденія митр. Сергія, нельзя было заканчивать рѣшенія о немъ только волею патріарха, какъ о каждомъ покаявшемся. Надо было его допустить до священнослуженія, но оставить подсуднымъ Собору, и тѣмь болѣе нельзя было ставить его въ ближайшее время въ возглавленіе Церкви.
/с. 75/ Незадолго до своей кончины, въ своемъ Завѣщаніи отъ 7-го января 1925 г., свят. патріархъ Тихонъ замѣстителями своими назвалъ трехъ старѣйшихъ и непоколебимо вѣрныхъ Церкви іерарховъ: митроп. Кирилла, митроп. Агаѳангела и митроп. Петра (Полянскаго). Какъ видимъ — имени митроп. Сергія здѣсь не упоминается.
Но митроп. Петръ, арестованный 10 декабря 1925 г., оставилъ послѣ себя Завѣщаніе (отъ 6 декабря 1925 г.) съ порученіемъ управленія Церкви митроп. Сергію, и только въ случаѣ, если онъ не сможетъ, — экзарху Украины митроп. Михаилу или архіеп. Ростовскому (позднѣе митроп. Петроградскому) Iосифу.
Послѣ Григорьевскаго раскола и послѣ спора съ митроп. Агаѳангеломъ (когда митроп. Агаѳангелъ самъ отказался отъ своей претензіи на возглавленіе Церкви), митроп. Сергій, поддержанный епископатомъ, сталъ Замѣстителемъ Мѣстоблюстителя Патріаршаго Престола.
Патріархъ Тихонъ и митроп. Петръ строго считались съ мнѣніемъ епископата и общимъ настроеніемъ клира и церковнаго народа, и никогда не переоцѣнивали свою личную роль въ церковныхъ событіяхъ. Митроп. Сергій, въ первые 11 мѣсяц. своего управленія Церковью, вплоть до своего заключенія, — продолжалъ придерживаться пути патр. Тихона, митроп. Петра и временнаго своего замѣстителя архіеп. Серафима Угличскаго. Всѣ отвѣтственныя рѣшенія онъ принималъ лишь тогда, когда ознакамливался съ мнѣніемъ епископата. Такъ, напр., по дѣлу архіеп. Григорія, онъ запросилъ мнѣнія епископовъ, бывшихъ въ то время въ Москвѣ. Во время спора съ митроп. Агаѳангеломъ онъ издалъ циркулярное обращеніе къ епископату (11/24 мая 1926 г.). Отвѣтственнѣйшій актъ общецерковнаго значенія — обращеніе къ Правительству — былъ данъ имъ епископату въ проектѣ отъ 28 мая / 10 іюня 1926 г. Его отношеніе къ проискамъ обновленцевъ, склонявшихъ на свою сторону Восточныхъ Патріарховъ, въ это время (послѣ горькаго опыта увлеченія обновленчествомъ) — было подражаніемъ патр. Тихону. («Если патр. Константиноп. и Іерусалимскій вошли въ общеніе съ обновленцами, тѣмъ хуже для патріарховъ» — письменное заявленіе митроп. Сергія (9/22 сент. 1926 г.).
Строй церковнаго управленія этого времени по самому существу своему продолжалъ быть вполнѣ каноническимъ, ибо преемство власти дѣлалось законнымъ по согласію всѣхъ епископовъ и законность дѣйствія перваго епископа заключалась въ томъ, что онъ «ничего не творилъ безъ разсужденія всѣхъ». Проектъ своей Деклараціи въ 1926 г. (28 мая / 10 іюня 1926 г.) митроп. Сергій довелъ до свѣдѣнія епископата.
Но Декларація 16/29 іюля 1927 г. была издана митроп. Сергіемъ не только не по согласованію, но даже вопреки протестамъ епископата (митроп. Петра, митр. Кирилла, митр. Агаѳаніела, митр. /с. 76/ Іосифа, архіеп. Серафима и мн. др. самыхъ выдающихся іерарховъ-исповѣдниковъ). На протестующихъ и отложившихся м. Сергій наложилъ прещенія и предалъ ихъ на растерзаніе ГПУ... Послѣ этого, какъ было выше указано, Истинная Православная Церковь ушла въ катакомбы. Такое поведеніе м. Сергія нельзя квалифицировать иначе, какъ «диктатура перваго епископа» (по удачному выраженію протопресв. о. Михаила Польскаго).
Для приданія большаго вѣса и авторитета своей «новой церковной политикѣ» митроп. Сергій въ томъ же 1927 г. поспѣшилъ обратиться съ Посланіями къ Восточнымъ Патріархамъ. Послѣдовали и отвѣтныя Грамоты отъ Іерусалимскаго патр. Дамаскина (21 окт. 1927 г.), отъ Антіохійскаго патр. Григорія (12 ноября 1927 г.) и отъ Константинопольскаго патр. Василія (7 дек. 1927 г.). Послѣдній предложилъ даже обновленческому митроп. Александру Введенскому войти въ общеніе съ митроп. Сергіемъ и примириться съ нимъ. Памятуя поддержку преступнаго дѣла обновленцевъ и предложеніе патріарху Тихону устраниться отъ дѣлъ, мы не можемъ придавать серьезнаго значенія солидаризаціи Восточныхъ Патріарховъ съ митроп. Сергіемъ въ 1927 г.
Въ 1934 г. митроп. Сергій получилъ званіе «блаженнѣйшаго».
Въ 1942 г. въ Сов. Россіи вышла книга подъ названіемъ «Правда о религіи въ Россіи», изданная Московскимъ Патріархатомъ съ Предисловіемъ митроп. Сергія. Эта книга можетъ быть названа «Ложь о религіи въ Сов. Россіи». Въ своемъ Предисловіи митроп. Сергій пишетъ: «Эта книга есть отвѣтъ прежде всего на «крестовый походъ» фашистовъ, предпринятый ими якобы ради «освобожденія» нашего народа и нашей Православной Церкви отъ большевиковъ. Но вмѣстѣ съ тѣмъ книга отвѣчаетъ и на общій вопросъ: «признаетъ ли Церковь себя гонимой большевиками и проситъ ли кого объ освобожденіи отъ такихъ гоненій на Церковь». Въ этой книгѣ разсказывается объ ужасахъ «нѣмецкихъ звѣрствъ», но ничего не говорится о сверхъ-звѣрствахъ Сов. власти, о страданіяхъ, террорѣ, пыткахъ и истязаніяхъ русскаго народа въ Совѣтскихъ концлагеряхъ, тюрьмахъ и ссылкахъ, гдѣ погибли и гибнутъ сотни іерарховъ, многія тысячи духовенства и милліоны вѣрующихъ мірянъ. Конечно не упоминается ни однимъ словомъ и о существованіи Катакомбной Церкви.
8 сентября 1943 г. во время 2-й Міровой войны, «Соборъ Россійскихъ епископовъ», въ составѣ 18 человѣкъ, согласно желанія Сталина, «избралъ» митроп. Сергія патріархомъ. Этотъ «Соборъ епископовъ», между прочимъ, въ своемъ Обращеніи «Ко всѣмъ христіанамъ міра» — призывалъ всѣхъ къ борьбѣ «за полное уничтоженіе кроваваго фашизма, поправшаго идеалы христіанства и свободу христіанскихъ церквей». О гораздо болѣе жестокомъ коммунизмѣ и о гораздо болѣе утонченно-жестокомъ гоненіи религіи въ СССР, не сказано ни одного слова.
Ясный и строго каноническій отвѣтъ по поводу избранія митр. Сергія «патріархомъ» — былъ данъ Совѣщаніемъ 8 Русскихъ За/с. 77/рубежныхъ архіереевъ, собравшихся въ Вѣнѣ 8/21 окт. 1943 г. подъ предсѣдательствомъ митрополита Анастасія.
Предсѣдатель этого Совѣщанія митроп. Анастасій, въ своемъ Посланіи (напечат. въ «Правосл. Руси» 30 окт. 1943 г.) указалъ, что Всероссійскій Московскій Церковный Соборъ 1917-1918 гг. въ своемъ опредѣленіи отъ 13 авг. 1918 г. установилъ порядокъ избранія патріарха на будущее время. Патріархъ избирается Соборомъ, состоящимъ изъ архіереевъ, клириковъ и мірянъ. Епископы Собора должны представлять собою Русскую Церковь, безъ всякаго исключенія. Но на Соборѣ, выбравшемъ митроп. Сергія патріархомъ, отсутствовали многіе, наиболѣе достойные, епископы-исповѣдники Русской Церкви, лишенные своихъ каѳедръ и томившіеся въ тюрьмахъ и ссылкахъ, не говоря уже о другихъ епископахъ Русской Церкви, которые лишены были возможности участвовать на этомъ Соборѣ или прислать своихъ делегатовъ, какъ это допускается правилами (Перв. 4, Седьм. 3, Карѳ. 3). «Всякое другое собраніе архіереевъ, хотя бы и наименовавшее себя соборомъ, будетъ только видимостью послѣдняго, и постановленія его не могутъ имѣть обязательной для всѣхъ законной силы. Не можетъ быть приравнена къ Собору и та группа епископовъ, которая собралась въ Москвѣ на интронизацію новаго Патріарха». «Вслѣдствіе того, что многочисленные авторитетнѣйшіе іерархи Русской Церкви устранены отъ участія въ Церковномъ управленіи и томятся въ ссылкахъ, Патріархъ Сергій не м. б. признанъ законнымъ и полномочнымъ возглавителемъ Русской Церкви въ качествѣ Патріарха Всероссійскаго».
Послѣ своей интронизаціи, патр. Сергій отправилъ Грамоты Вселенскому Константинопольскому Патріарху Веніамину, Александрійскому Патріарху Христофору, Антіохійскому Патр. Александру и Іерусалимскому Патріарху Тимоѳею. Всѣ они не замедлили отвѣтить привѣтственными телеграммами, чѣмъ навсегда сами себя заклеймили передъ лицомъ Истиннаго Православія.
15 мая 1944 г. патріархъ Сергій внезапно скончался въ Москвѣ отъ кровоизліянія въ мозгъ на почвѣ артеріосклероза, 77 лѣтъ. 

No comments:

Post a Comment