10

http://www.russportal.ru/index.php?id=church_writing.andreev_im1952_00_010

Часть I. Церковь въ Россіи.
Документальныя данныя о расколѣ 1927-1929 г.г.
б) Смущенные Деклараціей м. Сергія..
14/27 сентября 1927 г. было написано «Открытое письмо» Соловецкихъ узниковъ м. Сергію по поводу его Деклараціи, въ которомъ говорилось:
1) Мы одобряемъ самый фактъ обращенія Вашего къ Правительству съ заявленіемъ о лояльности Церкви въ отношеніи къ Совѣтской власти, что касается гражданскаго законодательства и управленія...
2) Мы вполнѣ искренно принимаемъ чисто политическую часть посланія...
3) Но мы не можемъ принять и одобрить Посланіе въ его цѣломъ, по слѣдующимъ соображеніямъ: а) Въ абзацѣ «5» мысль о подчиненіи Церкви гражданскимъ установленіямъ выражена въ такой категорической и безоговорочной формѣ, которая легко м. б. понята въ смыслѣ полнаго сплетенія Церкви и Государства. Церковь не можетъ взять на себя предъ Государствомъ (какова бы ни была въ послѣднемъ форма правленія) обязательства считать всѣ радости и успѣхи Государства — своими радостями и успѣхами, а всѣ неудачи — своими неудачами, ибо всякое Правительство можетъ принимать иногда рѣшенія безразсудныя, несправедливыя и жестокія, которымъ Церковь вынуждена бываетъ подчиниться, но не можетъ имъ радоваться или одобрять. Въ задачу настоящаго Правительства входитъ искорененіе религіи, но успѣхи его въ этомъ направленіи Церковь не можетъ признать своими успѣхами; б) въ абзацѣ «4» приносится Правительству «всенародная благодарность» за вниманіе къ духовнымъ нуждамъ Православнаго населенія». Такого рода выраженія благодарности въ устахъ Главы Русской Православной Церкви въ настоящее время является чѣмъ то въ родѣ «Сатирикона», и потому не можетъ быть серьезнымъ и искреннимъ, что не отвѣчаетъ достоинству Церкви и возбуждаетъ справедливое негодованіе въ душѣ вѣрующихъ людей. И это понятно, ибо до сихъ поръ отношеніе Правительства къ духовнымъ нуждамъ Православнаго населенія выражалось лишь во всевозможныхъ стѣсненіяхъ религіознаго духа и его проявленій: въ оскверненіи и разрушеніи храмовъ, въ закрытіи монастырей, въ отобраніи св. мощей, ихъ поруганіи и оскверненіи, въ запрещеніи преподаванія Закона Божьяго, изъятіи изъ общественныхъ библіотекъ религіозной литературы, не говоря уже о лишеніи Церкви правъ юридиче/с. 58/скаго лица. Какъ мало Правительство проявило вниманія къ религіознымъ потребностямъ населенія, лучше всего показываетъ оскорбительная для чувства вѣрующихъ статья офиціальнаго Правительственнаго органа «Извѣстія ВЦИК», предваряющая Посланіе м. Сергія; в) Посланіе, принимая безъ всякихъ оговорокъ офиціальную версію, всю вину въ прискорбныхъ столкновеніяхъ между Церковью и Государствомъ возлагаетъ на Церковь, на контръ-революціонное настроеніе ея клира, проявляющееся въ словахъ и дѣлахъ. Между тѣмъ за послѣднее время не было слышно ни одного судебнаго процесса, на которомъ публично и гласно были бы доказаны политическія преступленія служителей Церкви. Несмотря на это, многочисленные епископы и священники томятся въ тюрьмахъ, ссылкахъ и на принудительныхъ работахъ. Они попали сюда не въ судебномъ, а въ административномъ порядкѣ, и не за политическія выступленія, а за свою чисто церковную дѣятельность, борьбу съ обновленчествомъ, или по причинамъ часто неизвѣстнымъ самимъ пострадавшимъ. Настоящей же причиной борьбы, тягостной какъ для Церкви, такъ и для Государства, служитъ задача искорененія религіи, которую ставитъ себѣ настоящее Правительство. Именно это принципіальное отрицательное отношеніе Правительства къ религіи заставляетъ Государство съ подозрѣніемъ смотрѣть на Церковь, независимо отъ ея политическихъ выступленій, не позволяя Церкви принимать чисто духовныхъ мѣръ противъ законовъ, направленныхъ къ ея разрушенію»... Соловки 1927 г. 14/27 сентября.
Въ «пятнадцати пунктахъ» (мнѣніе ссыльныхъ епископовъ) — написанныхъ осенью 1927 г., между прочимъ указывается на слѣдующее:
«Въ 1926 г. м. Сергій говорилъ, что онъ какъ временно замѣняющій Мѣстоблюстителя, не считаетъ себя въ правѣ обращаться съ Посланіемъ ко всей Русской Церкви. Онъ можетъ посылать только циркуляры. Почему же теперь не поступлено также?»... «Посланіе м. Сергія и его Синода толкаетъ Церковь на путь союза съ Государствомъ, ибо самое Посланіе есть уже политическое выступленіе, какъ и смотрятъ на него составители и Правительство. Выступленіе м. Сергія весьма похоже на подобныя же политическія выступленія обновленцевъ, отличаясь отъ нихъ не по существу, а только по формѣ и объему»... «Церковь вообще осуждаетъ всякую жестокость, въ томъ числѣ и всякія террористическіе акты и убійства, кѣмъ бы они не совершались. По посланію же м. Сергія, какъ будто плохо только тогда, когда насъ бьютъ»... «На мѣстахъ мы неоднократно слыхали: «докажите вашу лояльность на дѣлѣ, при чемъ это «на дѣлѣ» понималось въ доставленіи свѣдѣній о политической настроенности тѣхъ или иныхъ лицъ. Теперь, когда Первоіерархъ всенародно приглашаетъ всю Православную Церковь «на дѣлѣ» показать свою лояльность, не будетъ ли это истолковано /с. 59/ какъ принятіе для всѣхъ дѣятелей Прав. Церкви извѣстныхъ обязательствъ передъ ГПУ?»
«Законы церковные строго осуждаютъ полученіе церковныхъ правъ и должностей черезъ посредство «мирскихъ начальниковъ». Ни для кого не секретъ, что члены Сергіевскаго Синода получили это званіе черезъ мірскихъ начальниковъ». «Въ первый разъ м. Сергій получилъ первосвятительскія права отъ м. Петра и съ Божіей помощью тогда мудро дѣйствовалъ во внутрицерковныхъ дѣлахъ (дѣло Григорія, Агаѳангела), и въ переговорахъ съ Правительствомъ составилъ вполнѣ пріемлемую и не унизительную для Церкви Декларацію (1926 г.) и намѣтилъ способъ ознакомленія съ ней православныхъ (ознакомленіе съ ней Епископата). Вторично же правительскія права онъ получилъ не безъ мірскихъ начальниковъ, ибо свободу онъ безъ сомнѣнія получилъ потому, что выпуская его, разсчитывали получить отъ него больше выгоды для своей антирелигіозной дѣятельности, чѣмъ отъ всѣхъ другихъ замѣстителей. Не здѣсь ли причина того, что имъ въ сравнительно короткій срокъ допущенъ цѣлый рядъ неосмотрительныхъ, неосторожныхъ, неправильныхъ и неканоническихъ дѣйствій, справедливо заслуживающихъ осужденіе виднѣйшихъ архипастырей и преданныхъ Церкви духовныхъ и свѣтскихъ лицъ, какъ будто на вторую первосвятительскую дѣятельность м. Сергія нѣтъ Божіяго благословенія». ...«Но, дабы не увеличивать раздѣленій и расколовь, поелику м. Сергій не проповѣдуетъ еще всенародно ереси, осужденной отцами, православные не должны порывать съ нимъ, какъ съ замѣстителемъ Первоіерарха, впредь до Собора, или до возвращенія м. Петра, которые должны будутъ предать м. Сергія Церковному Суду... Теперь каноническая ниточка еще связываетъ м. Сергія съ Православной Церковью и насъ съ м. Сергіемъ». 

No comments:

Post a Comment